Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской
Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для
получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в
настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Региональный детский сад «Сказка» села Крымское Сакского района Республики Крым -не имеет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ «Сказка» «Региональный детский сад «Сказка» с. Крымское оборудовано семь групповых помещений с учетом возрастных особенностей детей для проведения практических занятий,в том числе - музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет психолога, кабинет логопеда, методический кабинет.
Имеющиеся учебные помещения подходят для
занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в
стандартно оборудованном учебном кабинете (групповой ячейке). Оборудование
помещений соответствует действующему Постановлению Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Организация среды – это специальное оборудование центров (зон), направленное на
компенсацию состояния детей с ОВЗ.
В
помещениях (группах) созданы следующие центры:
1)
Центр сенсорного развития – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных
сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается материалами,
стимулирующими сенсорное развитие.
•
Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина, целостность и
дифференцированность зрительных образов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки;
наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты
и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических
фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные
изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
•
Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический
слух; слуховое внимание и память): записи со звуками природы, животных,
музыкальных инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки и др.
•
Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные
виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для
касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; контейнер
с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке;
наборы геометрических форм в мешочке и др.
2)
Моторно-двигательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики.
Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.
•
Материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких предметов, природный материал,
пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи, молнии, пособия с пуговицами,
счетные палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика»,
«Напольная мозаика», пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные
и цифровые, штриховки), картотека пальчиковых игр и др.
•
Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических
упражнений; мячи, игры на полу «Черепаха», «Кочки на болоте» и др.
3)
Учебно-познавательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов,
формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается
материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.
•
Материалы для развития памяти и внимания: дидактические игры на развитие памяти
и внимания: «Запомни и назови», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
•
Материалы для развития мышления: развивающие пособия, развивающие игры «Найди
ключ от замка», «Сложи узор», «Сложи квадрат»; «Установление закономерностей»,
«Логические задачи», «Кто там, что там?», «Классификация», «Круги Лолья»,
«Викторина малышам», «Последовательность событий»; пособия с пословицами и поговорками;
сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных
единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы;
мозаика; набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с
крючком, палочка с вилкой и другие; сюжетные игрушки; набор игрушек (пластмассовых
и деревянных), имитирующих орудия труда – молоток, гаечный ключ, отвёртка;
заводные игрушки; колокольчики, погремушки; пластмассовые игрушки; сюжетные и
предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического
мышления; различные варианты настольных игр на развитие элементов логического
мышления; книги, содержащие произведения для развития нагляднообразного и
элементов логического мышления.
•
Материалы для развития речи и представлений об окружающем: картотека
«Артикуляционная
гимнастика», предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем лексическим темам;
опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных
изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике
раздела; уголок «Библиотека»; различные варианты дидактических игр и книг по развитию
речи и др.
•
Материалы для формирования учебных навыков.
4)
Пособия по ФЭМП:
•
Материал для обучения детей счету; для упражнений в распознавании величины предметов;
для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке и ориентировке во
времени. Счетный материал (яблоки, груши, листья, морковки, зайцы, мячи,
матрешки, елки, гуси и др.); мелкие предметы, объемные и плоскостные,
одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу; наборы геометрических
фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; наборы счетных
палочек, цифр; карточки и таблицы, модели («числовая лесенка», календарь и
др.); логические блоки; математический поезд, панно и картинки для составления
и решения арифметических задач; карточки с цифрами и знаками +, —, =, >,
<; кубики с цифрами и знаками; магнитная доска.
Обучение грамоте: схемы слов, условные
обозначения звуков, карточки с буквами, предметные картинки различной тематики.
Предметно-развивающая среда в кабинете
постоянно обновляется, видоизменяется в зависимости от возраста детей, сезона,
изучаемой темы, потребностей и интересов детей.
Каждая групповая комната имеет отдельные спальную комнату, игровую,
санузел, моечную, раздевальную комнаты. Группы обеспечены материалами для
осуществления воспитательно-образовательной работы, наглядными пособиями,
игрушками и игровым оборудованием.
Методический
кабинет
осуществляет научно-методическое сопровождение педагогов и родителей детского
сада. Методический материал (комплекс методических и наглядных средств обучения
в детском саду) в методическом кабинете подобран и систематизирован по разделам
программы в соответствии с возрастными особенностями детей. Кабинет
представляет педагогическую творческую мастерскую, побуждает совершенствование
профессионального мастерства педагогов. Методический кабинет доступен для всех
педагогов, имеет удобный, гибкий график работы.
Физкультурный
зал
осуществляет обеспечение развития и оздоровления детей. Спортивный зал оснащен
спортивным оборудованием и инвентарем для оформления физкультурно-игровой среды
и создания положительных эмоций у дошкольников. Для формирования у детей
рациональной двигательной активности, привычки к регулярным занятиям физической
культурой необходимо многообразие условий предметной среды.
Музыкальный
зал
обеспечивает эстетическое развитие детей и способствует формированию
музыкальных способностей. Общая эстетика зала, наличие ярких и интересных
атрибутов и игрушек создают благоприятную атмосферу и радостный настрой у
детей, помогают привить чувство прекрасного и любви к музыке.
Костюмерная
комната
оснащена атрибутами и костюмами для взрослых и детей, с помощью которых
праздники становятся еще интереснее, волшебнее.
Кабинет
педагога-психолога
с созданной в нем предметно-развивающей средой обеспечивает максимальный
психологический комфорт для каждого ребенка, создает возможности для развития
познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.
Кабинет
логопеда является
центром коррекционного речевого развития, где проходят логопедические
подгрупповые и индивидуальные занятия. Оснащен логопедическим оборудованием,
различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для
проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Региональный детский сад
«Сказка» с. Крымское -
В учреждении 7 групповых помещений с учетом возрастных особенностей детей, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, занятий физкультурой, музыкой, средствами обучения и воспитания имогут быть приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога-психолога, кабинет логопеда, методический кабинет, медицинский блок, включающий в себя: кабинет медицинской сестры, изолятор и процедурный кабинет,приспособлены для использования инвалидами и воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудование
помещений МБДОУ «Региональный детский сад «Сказка» с. Крымское соответствует
действующему Постановлению Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В состав
групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения
верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи),
спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой
посуды), туалетная и умывальной комнатами. Все группы оснащены необходимой
мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными
особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и
ФГОС ДО.
Предметно-пространственная
развивающая среда отвечает принципам вариативности, доступности и безопасности.
Организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные
развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.). Все
предметы доступны детям. Организация пространства позволяет дошкольникам
выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу
дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах
предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей,
которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать
в течение дня игрушки, пособия (мячи, обручи, скакалки и т.п.).
Кабинет педагога-психолога
предназначен для квалифицированной консультативно - методической,
психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по
вопросам развития и воспитания.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для оказания коррекционной помощи
воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Музыкальный зал предназначен, для музыкальных занятий, утренников,
развлечений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью детей всех
возрастных групп, просмотр и показ различных спектаклей, организация индивидуальной
работы с детьми, семинаров, презентаций
ДОУ оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки,
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья в МБДОУ «Региональный детский сад «Сказка» с. Крымское -
отсутствуют.
В учреждении
отдельного помещения библиотеки - нет, вся учебная литература находится в
методическом кабинете. Весь книжный
фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
Книги для воспитателя (методическая
и справочная литература). Дидактические пособия, репродукции картин,
иллюстративный материал,
которые подобраны в соответствии с образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Книги для воспитанников:
произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники
сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских
и зарубежных поэтов и писателей.
Книги совместного пользования.
Средства
обучения и воспитания сформированы по видам: методическая литература;
наглядно-методические пособия; дидактические пособия; наглядно-дидактические
пособия; наглядные пособия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Региональный детский сад «Сказка» с.Крымское -отсутствуют.
В учреждении функционируетспортивный залдля организации занятий
по физической культуре, спортивных праздников и развлечений.
Спортивный зал оснащен
спортивным оборудованием для развития основных видов движений (спортивный
комплекс, гимнастические лестницы, гимнастические скамейки, стойки для прыжков,
различные мишени для метания, мячи, обручи, гимнастические палки и др.), и
осуществляет обеспечение развития и оздоровления, создания положительных эмоций
у дошкольников.
Оборудование спортивного зала
составляют: гимнастическая
стенка, гимнастическая доска, гимнастические скамейки, мишени разных типов,
стойки и планки для прыжков, пособия для выполнения физических упражнений
(мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики,
погремушки, шнуры и др.), тренажёры, наборы физкультурных пособий (состоящий из
мячей, обручей, скакалок разных размеров), дополнительные физкультурные пособия
в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и
т.д.), игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки).
Для детей с ОВЗ в спортивном зале имеется специальное оборудование для развития тактильных
ощущений, зрительной и пространственной ориентировки (тактильные коврики,
массажные мячи, зрительные ориентиры).
В группах оборудованыцентры спорта и физкультуры в группах,
всем необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья
детей, требованиям гигиены и эстетики.
Спортивной площадки в учреждении - нет.
Игровые участки. За каждой
возрастной группой закреплен участок, оснащенный теневым навесом, песочницей,
скамейками, который соответствует росту и возрасту детей. Ежегодно (по плану)
на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует
санитарно-гигиеническим нормам, имеет сертификат качества. Песочницы закрыты
крышками.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие средств обучения
и воспитания в ДОУ
Направление |
Наличие спец.
помещений |
Имеющееся
оборудование |
Дидактический
материал |
Игровая деятельность |
Групповые комнаты,
площадка для прогулок и игр, уголки уединения |
В достаточном
количестве для разных видов игровой деятельности |
Дидактические игры,
атрибуты и декорации для творческих и театральных игр, методическая
литература. |
Здоровье и
физическая культура |
Физкультурный зал,
музыкальный зал, уголки настроения, уголки здоровья в группах, прогулочные
площадки, медицинский кабинет. |
Гимнастические
лестницы, скамейки, маты, канат и прочее, аптечка, весы, ростомер и др. |
Методическая
литература, экологические тропы, сценарии занятий, гимнастики, спортивных
праздников, дней здоровья, и др.; Медицинская литература (брошюры по
профилактике и предупреждению различных заболеваний и пр.) |
Познавательная
деятельность |
Групповые комнаты,
социум и окружающая природа (уголки природы, огород, цветники, зеленая аптека
и др.); |
Уголки книг,
природы, познавательные лаборатории, атрибуты к занятиям познавательного
цикла (глобус, карты, иллюстрации, предметы, картины, коллекции, кассеты и
др.); уголки занимательной математики, оборудованные дидактическими играми,
различная литература в уголках книги. |
Методическая
литература, пособия и дидактический, наглядный материал по разным видам
познавательной деятельности, дидактические игры и др. |
Художественно –
эстетическое развитие |
Музыкальный зал,
уголки изо-деятельности, музыкального, литературного творчества в группах,
театральная студия |
Фортепиано,
аудиоаппаратура, иллюстративный и демонстрационный материал по декоративно
прикладному и изобразительному искусству, атрибуты и декорации, костюмы к
театрализованной деятельности (разные виды). |
Методическая литература,
подбор материала по декоративно-прикладному искусству, иллюстрации
художников, методические разработки. |
Трудовое развитие |
Групповые комнаты,
участки |
Необходимый
инвентарь для трудовой деятельности различных видов. |
Методическая
литература, рекомендации по ознакомлению с трудом взрослых и развитию
трудовых умений и навыков. |
Нравственное
развитие |
Групповые комнаты,
социум. |
Литературные
произведения в уголках книг, природы, наглядное и демонстрационное
оборудование (глобус, карты, иллюстрации, предметы, картины, коллекции,
аудиозаписи и др.); дидактические пособия. |
Методическая
литература и рекомендации по нравственному воспитанию, произведения
художественной литературы и изобразительной деятельности соответствующей
тематики. |
Специальные условия питания
Специальные условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Региональный детский сад «Сказка» с. Крымское -отсутствуют. (в связи с отсутствием письменного обращения родителей (законных представителей) воспитанников учреждения с заключением врача (справкой) о подтвержденными диагнозами: с анемии, ожирения или болезнями органов пищеварения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в учреждении используется утвержденное 10 дневное меню. В случае обращения в администрацию учреждения родителей (законных представителей) воспитанников с заключением врача (справкой) будет утверждено дополнительное 10 дневное меню, на основании рекомендаций врача).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Региональный детский сад «Сказка»
с. Крымское не предоставляет лицам с ОВЗ и инвалидам доступ к информационным
системам и информационно – телекоммуникационным сетям.
Официальный сайт учреждения имеет версию
сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к
которым обеспечен доступ воспитанников учреждения, в том числе инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Региональный детский сад
«Сказка» с. Крымское - не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ «Региональный детский сад
«Сказка» с. Крымское имеются технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
-
интерактивная доска;
-
мультимедийный проектор;
-
ноутбук;
-
музыкальный центр.
Инвалиды и лица с ограниченными
возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих
основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.