Педагогическая находка

15.12.2021

Remove-bg.ai_1707075105388.png


Дидактическое пособие

«Тигренок Рыжик»

(авторское) 

Пояснительная записка

Наблюдайте за поведением человека,

вникайте в причины его поступков,

приглядывайтесь к нему в часы досуга.

Останется ли он тогда для вас загадкой?

Конфуций

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств.

Особый период в развитии ребенка - это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях с взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.

В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой – игры и упражнения, которые помогут научиться управлять эмоциями и их осознавать.

С этой целью было, разработано дидактическое пособие «Тигренок Рыжик» (прообразом создания пособия, стал советский рисованный мультипликационный фильм «По дороге с облаками», 1984 г.), направленное на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

- познакомить с основными эмоциями человека: радость, грусть, злость, страх, удивление, обида, вина, интерес, спокойствие;

- научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и понимать эмоциональное состояние других людей;

- развивать внимание, креативное мышление, мелкую моторику рук;

- развивать выразительность движений, мимику и пантомимику;

- повышать уверенность в себе;

- улучшать взаимоотношения между детьми в группе.

Дидактическое пособие «Тигренок Рыжик» ориентировано на детей 5-7 лет и может использоваться в работе с детьми ОВЗ.

Материал дидактического пособия: игры (Тантамареска «Тигренок», игра на липучках «Лапка тигренка», игра «Зеркало эмоций», «Семья тигренка Рыжика», игра-ходилка «Как тигренок Рыжик радость искал»), направленные на развитие эмоциональной сферы. Подбор материала доступный, логичный, что способствует поддержанию активности и интереса воспитанников на протяжении всего хода игры. Представленные игры оформлены в едином стиле. Все детали выполнены красочно, эстетично, доступно для понимания детей.

Педагогическая целесообразность использования дидактического пособия заключается, прежде всего, в развитии эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений, социальных эмоций. Это происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, но и через развитие внимания к другому, чувства общности.

Практическая значимость пособия обусловлена его многофункциональностью. Многофункциональность пособия заключается в возможности решения широкого круга образовательных задач социально-коммуникативного развития ребёнка. Дидактическое пособие можно использовать в качестве дополнения к любой программе психолого-педагогических занятий (например, Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей), в качестве мотивационного момента в образовательной ситуации или как элемент развивающей предметно-пространственной среды. Пособие отвечает запросам воспитанников и вызывает интерес к самостоятельной деятельности. 

Автор иллюстраций (тигренок Рыжик): Ксения Маринина (Art_by_KSeniya)   https://vk.com/art_by_kseniya


15.12.2021

ОПИСАНИЕ ИГР

Remove-bg.ai_1707048875240.png1. Тантамареска «Тигренок»

Цель: формирование умения показывать эмоции, развитие мимических мышц.

Оборудование: набор карточек тигренка Рыжика с разным настроением, тантамареска.

Форма проведения: индивидуальная или подгрупповая.

Инструкция: карточки раскладываются на столе в произвольном порядке лицевой стороной вниз. Дети берут по очереди по 1 карте и, не показывая её остальным, используя, тантамареску изображают настроение тигренка, а задача остальных детей отгадать эмоцию.

*При помощи тантамарески можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя. Дети учатся импровизировать, отрабатывают мимику, показывают разные эмоции. Использование тантамаресок дает возможность детям чувствовать себя более раскрепощено, быть защищенными от посторонних взглядов, не испытывать стеснения.


15.12.2021

Remove-bg.ai_1707048901005.png2. Игра на липучках «Лапка тигренка»

Цель: обучение нахождению одинаковых эмоций, умению определять эмоциональное состояние по различным признакам; развивать внимательность, мелкую моторику рук.Хочу такой сайт

Оборудование: игровое поле «лапка», набор фигурок тигренка Рыжика с разным настроением, карточки с эмоциями-смайликами.

Форма проведения: индивидуальная.

Инструкция: разложить фигурки тигренка на игровое поле по образцу. Назвать настроение этих фигур.

   *Преимущества развивающих игр на липучках: первое и самое главное - детям это нравится. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес - в разы повышает результативность! Незаметно для ребенка происходит развитие моторики, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы

15.12.2021

Remove-bg.ai_1707048919787.png

3. Игра «Зеркало эмоций»

Цель: развивать умение различать основные эмоции.

Оборудование: набор карточек тигренка Рыжика с разным настроением в виде зеркала, фонарик.

Форма проведения: индивидуальная или подгрупповая.

Инструкция:

Вариант 1. - предложить детям по очереди брать любую карточку-зеркало. Задача ребенка -  узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители - должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Вариант 2. - ребенок называет чувство, которое он увидел в зеркале. Например: тигренок злиться. Как ты думаешь, почему он разозлился? А как часто злишься ты? Покажи, как ты злишься?

*Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с детьми. Это настоящая магия и волшебство!

      Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки.


18.01.2023

Remove-bg.ai_1707048942482.png4. «Семья тигренка Рыжика»

Цель: формирование эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих; дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка с взрослыми в семье.

Оборудование: набор карточек тигренка Рыжика с разным настроением, набор карточек родителей тигренка Рыжика с разным настроением, сюжетные карточки (5 шт.).

Форма проведения: индивидуальная.

       Инструкция: возьмите любую карточку с ситуацией и озвучьте её ребенку, спросите об эмоциях и чувствах в данной ситуации. Ребенок выбирает и ставит на карточку ту эмоцию, которую, по его мнению, испытывают герои.

25.12.2023

Remove-bg.ai_1707075078743.png5. «Игра-ходилка «Как тигренок Рыжик радость искал»

Цель: формирование и развитие эмоциональных проявлений, пошаговое формирование уравновешенной реакции на происходящее в игре, умение действовать по правилам.

Оборудование: набор карточек тигренка Рыжика с разным настроением, игровое поле, фишки (4 шт.), кубик (1 шт.), картотека игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Количество участников: 2-4 игрока

Инструкция: каждый игрок ставит свою фишку на «Старт» игрового поля и бросает кубик. Фишки перемещают по очереди на выпавшее количество очков, выполняя соответствующие указания. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша.

«Ребята, сегодня у тигренка Рыжика грустное настроение… Он такой грустный, что ему даже самому от этого состояния очень плохо. Нам нужно ему помочь! Вместе с Рыжиком мы отправимся на поиски радости - по дороге, по дороге с облаками. Облака нас обязательно приведут к эмоции радости! И тигренок Рыжик, будет снова улыбаться и радоваться!».

Во время поиска эмоций радости, для тигренка Рыжика, педагог предлагает участникам выполнить игры и упражнения на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста ("Вулкан злости", "Пещера страха", "Радуга удивления", "Облака спокойствия").

        Обозначения:

- красный - перейди по направлению стрелки;

- зеленый - сделай один дополнительный ход;

- синий - пропусти один ход.

*Настольная игра положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Это ценный инструмент, помогающий в неформальной обстановке установить эмоциональный контакт друг с другом, возвращающий чувство живого общения. 

15.12.2021

tigry_page-0001 — копия (3).png

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».