Консультация логопеда для педагогов «Игры для развития речи детей раннего возраста в повседневном общении »
08.01.2022
Игры, формирующие
правильное звукопроизношение
Лошадка
Цель: Обучение отчетливому
произношению звука «и».
Оборудование: Игрушечная лошадка.
Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку,
объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем
воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит»
ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».
Барабан
Цель: Продолжать формировать
правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы
голоса.
Оборудование: Барабан.
Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в
него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем
спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной
громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться,
чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания –
громко и тихо.
Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций
Спрячь мячик
Цель: Формировать у детей
навыки понимания предложных конструкций.
Оборудование: Мяч.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку выполнить
действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около
стула» и т.д. При этом воспитатель спрашивает малыша, куда он положил мяч,
активизируя словарь по теме.
Где машина?
Цель: Учить детей понимать
предложные конструкции.
Оборудование: Сюжетные картинки с
изображением машины в разных местах.
Ход: Воспитатель раскладывает картинки перед
детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около
дома, не мосту и т.д. Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?».
Кто что ест?
Цель: Закрепить правильное
употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи
ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие
зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока,
косточки или настоящие продукты.
Ход: тот же, только вместо творительного
падежа, существительные употребляются в винительном падеже. Например: медведь
ест ягоду, заяц грызет капусту, кошка лакает молоко, собака грызет косточку.
Игры, развивающие
внимание и слуховое восприятие
Кто что услышит?
Цель: Развивать слуховое
внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик,
бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.
Ход: Воспитатель за ширмой по
очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям
отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и
контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
Угадай, что делать
Цель: Развивать умение
переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение
соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если
воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а
если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и
точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не
более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
Игры,
развивающие силу голоса и темп речи
Громко – тихо
Цель: Развивать умение менять
силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая
собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и
говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка?
(ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает
маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».
Идемте с нами играть
Цель: Вырабатывать умение
пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка,
зайчик, лиса или другие звери.
Ход: На расстоянии 2 –
Игры, развивающие речевое дыхание
Листопад
Цель: Учить плавному,
свободному выдоху.
Оборудование: Вырезанные из тонкой
бумаги желтые и красные листья.
Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью
с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить
листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение
повторяется 2 – 3 раза.
Снежинки
Цель: Развивать речевое дыхание,
формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Несколько рыхлых
кусочков ваты.
Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и
говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в
группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо
дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок. (А. Барто)
Игры, способствующие развитию понимаемой речи
Принеси игрушку
Оборудование: 4-5 игрушек (машина,
мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).
Ход: На столе или ковре расставлены игрушки.
Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается,
воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Малыш
отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует
предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.
Найди и принеси
Оборудование: Игрушки и предметы,
находящиеся на своих местах в групповой комнате.
Ход: Игра проводится, как предыдущая, но с той
разницей, что ребенку предлагается самому найти указанную игрушку или предмет в
группе.
Поручения
Ход: Воспитатель просит
ребенка выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу спать», «Покачай
мишку», «Брось мяч в корзину» и т.д. Если малыш не справляется, то воспитатель
помогает ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка. После
каждого поручения воспитатель задает вопрос: «Что ты сделал?»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.01.2022
Дата обновления: 08.01.2022
Дата публикации: 08.01.2022