Семинар-практикум для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии»
01.01.2017
«Здоровьесберегающие технологии»
Забота о здоровье ребёнка — это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,
труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества
В. А. Сухомлинский
В
современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является
как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются
весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но
и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и
физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей
- это основа формирования личности. Охрану здоровья детей можно назвать
приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые
дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем
способны заниматься производительно-полезным трудом.
По
данным специалистов, занимающихся проблемами здоровьесберегающего обучения,
состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие
значительно ухудшилось: численность здоровых детей сократилась до 15, 1%.
В
публикациях Минздрава все чаще подчеркивается тревожная ситуация,
складывающаяся в отношении состояния здоровья детей-дошкольников, и отмечается,
что около 25–30% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии
здоровья.
Инновационные
процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь
систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности.
Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих
и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной
сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и
воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
В
системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и
проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду
с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии».
Без
сомнения, на воспитателей и педагогов дошкольных учреждений лежит очень важная
задача – не только научить и воспитать доверенного им ребёнка, но и не
навредить его здоровью.
Как
показала практика, синдром хронической усталости у дошкольников может привести
к снижению уровня успеваемости и, впоследствии, к сложностям адаптации к более
сложной, взрослой жизни.
Специалисты
выделили несколько основных факторов, способствующих развитию хронической
усталости у дошкольников:
· перегрузка учебных программ для дошкольников,
ориентированных и спланированных по школьному образцу;
· несовершенство учебных программ и технологий;
· отсутствие индивидуального подхода к маленькому
человечку, занятия проходят с ориентацией на группу, а не на конкретного
ребёнка;
· использование преимущественно обучающих
технологий в ущерб воспитательным, а ребёнок дошкольного возраста ещё далеко не
сформировался в моральном и социальном плане;
· недостаток двигательной активности.
В
последнее время появилась потребность в здоровьесберегающих технологиях в
дошкольном образовании. Под этим сложным названием скрывается система, которая
позволит в период обучения ребёнка в детском саду не только получить нужные
знания, но и сохранит и даже укрепит его здоровье.
Вопрос,
который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем? ».
Здоровьесберегающие технологии добавляют им ещё один - "Как учить? ".
Главная
цель здоровьесберегающих технологий – правильное, последовательное и гармоничное
обучение детей, без ущерба для их здоровья.
Внимательный
педагог всегда заметит внешние признаки усталости ребенка. Уставший ребенок
часто меняет позу, потягивается, встряхивает руками, зевает, закрывает глаза,
подпирает голову рукой. У такого ребенка взгляд становится неподвижным или
блуждающим, появляются ошибки, запинки и задержки при ответе. Ребенок бесцельно
перекладывает предметы на столе, разговаривает с соседом и проявляет другие
признаки усталости. Когда дети вовлечены в активную познавательную
деятельность, они не чувствуют усталости и ещё сохраняют энергию на последующие
занятия. Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества,
которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они
являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному
поиску. Маленькому испытателю нужно предоставить возможность самостоятельно и
активно участвовать в его обучении. Тогда и энергия, и интерес к учёбе не
иссякнут, и, как результат, такой увлечённый интересом процессом ребёнок
получит гораздо больше знаний, чем при пассивной и нудной их подаче.
Не
секрет, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового
образа жизни и формируется представление о нём. И если воспитатели и учителя
гармонично и сбалансировано организовали работу с детьми, то это станет крепким
фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью
хорошую службу.
Здоровьесберегающие
технологии – эта та палочка-выручалочка, которая помогает и детям и мне, чтобы
занятия по были в радость. В основном, для сохранения здоровья детей я прибегаю
к несложным и весёлым методам.
Это
или физминутка, или гимнастика для глаз. Можно попрыгать, поприседать,
потопать, похлопать. Моторика глаз – неотъемлемый компонент всех видов
познавательной деятельности. В процессе подготовки детей к школе я использую
глазодвигательные упражнения, которые позволяют расширить пространство
зрительного восприятия. Особенно полезны они для детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивным
Подвижные
игры (как часть занятия, в групповой комнате). Используются игры малой и
средней степени подвижности. Они подбираются в соответствии с возрастом
ребенка, местом и временем их проведения.
Пальчиковые
игры. Проводится в любой удобный отрезок времени на занятии. Они удобны для педагога
тем, что их любят дети, для их проведения не нужно особое помещение или
длительная подготовка.
Конечно,
детям, как и взрослым, нужно уметь расслабляться. Релаксационные упражнения
проводятся в любом подходящем помещении (в зависимости от состояния детей и
целей). Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
Я предлагаю вам сейчас принять удобную позу для
расслабления, закрыть глаза и послушать музыку(звучит спокойная музыка).
Подготовка к школе – это не только умение
ребёнка считать и читать, всё гораздо сложнее. Оказалось, что чаще ребенок,
знающий буквы и цифры, умеющий читать и считать, чувствует себя неуверенно в
школе, нежели тот ребенок, который умеет свободно высказать свое мнение,
который проявляет интерес ко всему новому, стремится к дружбе и общению, хорошо
физически развит.
Подготовка
ребенка к школе — это сложный процесс. Чем раньше ваш ребенок научится не
только читать и считать, но и размышлять, сравнивать, логически мыслить, будет
уметь ориентироваться в окружающем мире, научится дружить и быть физически
активным, тем проще ему будет учиться в школе!
Практическая часть.
1.Участники
образуют круг и берутся за руки. Пожатием руки, начиная от ведущего, передают
сигнал соседу: сначала в одну сторону, затем в другую, а после одновременно в
обе стороны. Главное, чтобы не было перерыва в подаче сигнала, и он вернулся к
ведущему.
Психологический
смысл упражнения. Настрой на дальнейшую работу. Сплочение участников
2.
Игра «Пальмы, деревья, слоны».
Ведущий
объясняет участникам основные движения: «пальмы» - руки вверх и скрестить,
«деревья» - просто руки вверх, «слоны» - сделать из рук «хобот слона» (одной
рукой взяться за нос, а другую продеть через образовавшееся кольцо и вытянуть
вперёд). Ведущий в быстром порядке говорит «пальмы», «деревья», «слоны», а
участники выполняют. Но, когда ведущий при произнесении «слоны» указывает на
конкретного участника, он должен сделать движение «слоны», а его соседи справа
и слева должны показать уши – с помощью рук приставить их к участнику с одной и
с другой стороны. Остальные участники делают движение «слоны». Ведущий
одновременно может указать на несколько участников, произнеся «слоны».
Психологический
смысл упражнения. Тренировка внимательности, умение работать в группе,
сплочение участников.
3. «Дерево достижений»
Психологический
смысл упражнения. Эта игра способствует развитию рефлексивного самосознания,
формирует умение сотрудничать.
Согласно
легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие
желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они
объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям
так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями
обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое
желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что
многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и
это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что
дерево не справлялось с ними. Люди забыли самый главный секрет легенды, который
гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями
своими».
Сегодня
я предлагаю всем нам вырастить такое чудесное дерево. Каждое ваше достижение
или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигли
успехов в профессиональной деятельности, в работе – появится зеленый листочек.
Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли
успехов в личном плане – желтый. Я уверена, что сегодня на каждой веточке
появится листочек, возможно не один. Подумайте, какого цвета листочки вам
хотелось бы поместить на дерево?
Дерево
помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать.
При обсуждении успехов важно помнить главный смысл притчи – все в твоих руках.
Источники:
Интернет
ресурсы: www.maam.ru/obrazovanie
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2019
Дата обновления: 13.08.2024
Дата публикации: 01.01.2017